Настільний теніс від Роми

Украинская баннерная сеть

ГОЛОВНА

НОВИНИ

РЕЙТИНГИ
КАЛЕНДАР
РЕЗУЛЬТАТИ
ПРЕСА
ФОТО
СІДНЕЙ 2000
DOWNLOAD
РІЗНЕ
ССИЛКИ
КНИГА ГОСТЕЙ
MAIL
 

ПРЕСА


(с) О.Матыцин,

  • мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук

  • "Эм-Би"- это дух времени

    Как известно, МЕТОД "MB" (сокращение от английских слов — "Мэни Боллс"— много мячей) впервые был предложен к использованию в учебно-тренировочном процессе в начале 60-х годов в женской сборной волейбольной команде Японии. Специалисты Китая первыми оценили возможность применения этого метода в настольном теннисе и, .учитывая специфику деятельности, использовали его в подготовке национальной команды теннисистов. С середины 60-х годов получивший творческое развитие метод "MB" широко применяется в Китае на всех этапах спортивной тренировки:от начальной специализации до уровня высших достижений.

    Содержание метода "MB" заключается в непрерывной подаче мячей с определенной скоростью, силой,направлением и Вращением. Таким образом, метод "MB" позволяет:

    • увеличивать количество ударов в единицу времени, повышая одновременно моторную плотность занятий;
    • управлять скоростью, силой, направлением и вращением мяча. В зависимости от уровня спортивной формы, можно регулировать содержание и величину воздействия в соответствии с требуемым эффектом;
    • увеличивать параметры нагрузки (интенсивность и объем), что важно с точки зрения воспитания специальных физических качеств. При этом необходим строгий контроль за предлагаемой нагрузкой;
    • дифференцированно ставить и решать тренировочные задачи, совершенствовать концентрацию внимания спортсмена.

    Необходимо, однако, заметить, что, наряду с отмеченными достоинствами, метод "MB" не лишен и определенных рамок применения.

    Это связано с тем, что сохраняемая в нем стандартность выполнения ударов, хотя и приближает условия к соревновательным, не может соответствовать им полностью. Величина параметров полета мяча (скорость, вращение, сила) отстает от соревновательных, особенно,если тренер не достаточно владеет техникой подачи мяча. В этом случае возможны даже нарушения техники игрока, выполняющего задание.

    Метод "MB" предполагает фиксированное место подачи мяча, что ведет к сужению объема внимания спортсмена. Теннисист теряет связь между предыдущим и последующим ударами, а тем самым снижается эффективность метода в плане развития тактического мышления игрока

    .Перечисленные ограничения показывают, что метод "MB" не заменяет, а дополняет тренировки с использованием одного мяча. Опыт китайских специалистов свидетельствует о том, что распределение времени на задания с большим количеством мячей и с одним мячом в пропорциональном отношении должно составлять 1:2, максимум 1:1 на начальном этапе обучения.

    Метод "MB" реализуется посредством следующих методик:

    1) с участием тренера

  • Обозначения:

    т - тренер

    с - спортсмен

    п - партнер

  • 2) самостоятельно спортсменом (например, совершенствование качества выполнения подачи)

    3) с участием партнера (например, совершенствование различных способов приема мяча или контратакующих элементов)

    4) с использованием робота-тренажера. Следует, однако, заметить, что в последнее время в Китае определилось негативное отношение к применению робота-тренажера в учебно-тренировочном процессе (УТП), прежде всего по мотивам его психологического несоответствия соревновательным требованиям.

    5) "MB" + игра одним мячом, то есть ввод нового мяча в игру происходит только по окончании розыгрыша очка. Применение метода "MB" должно находиться в соответствии с закономерностями развития спортивной формы в ходе годичного (или полугодичного) цикла подготовки: cодержание работы и нагрузка определяются целью и задачами конкретного периода и этапа подготовки.

    В подготовительном периоде целесообразно отрабатывать характерные стилевые особенности, ведущие технические элементы до достижения высокой надежности и психологической уверенности при их выполнении игроками.

    В соревновательном периоде, главным образом, на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, следует уделять основное внимание конкретным технико-тактическим элементам и комбинациям игры против будущих основных соперников, на основе анализа информации по содержанию и динамике их соревновательной деятельности. В данном аспекте применение метода "MB" должно способствовать преодолению спортсменами психологического барьера боязни противника, посредством изучения его слабых сторон и совершенствования путей контригры.

    Метод "MB" имеет характерные особенности на каждом этапе многолетней подготовки теннисиста. Читателям предлагается познакомиться с примерами использования метода на начальном этапе обучения (освоение и закрепление элементарной техники) и в ходе совершенствования мастерства спортсменов, придерживающихся различных стилевух направлений (по материалам китайских учебных пособий по настольному теннису).

    1. Применение метода "MB" в процессе обучения технике удара — быстрый толчок слева.

    I этап обучения — удары из одной точки.

    Игровая поверхность стола разделяется на зоны, не обязательно граничащие друг с другом; контролируется попадание в зоны. В начале их размер должен быть достаточно большим, (ЗОхЗОсм) затем постепенно его следует уменьшать; возможно также использование мишеней.

    1-ый шаг — одна мишень — удары выполняются только по диагонали.

    • - мишень

    2-ой шаг — две мишени — удар выполняется последовательно по диагонали и по прямой.

    3-ий шаг — три мишени — удары выполняются последовательно по диагонали, по прямой, в центр стола.

    Требования: попасть на стол по заданным направлениям 30 раз (без учета ошибок). Мячи подаются тренером до полного выполнения задания.

    Цель: научить детей внимательно относиться к заданиям, усовершенствовать точность удара. Результативность должна достигать 80%, только тогда возможен переход к другим элементам и комбинациям.

    II этап обучения — удары из двух и более точек, формирование техники передвижений.

    Выбор направления удара определяется тренером с целью адаптации ученика к реальным игровым условиям. Скорость подачи мячей определяется уровнем подготовленности спортсмена. Трудность задания должна возрастать без нарушения координации движений, способствуя формированию правильного, технического навыка. Необходимо постоянно контролировать результативность выполнения задания. Ошибки возможны как по вине ученика, так и по вине тренера. В первом случае тренер дает спортсмену методические рекомендации, во втором — изменяет трудность задания.

    Переход к изучению нового технического приема возможен только по мере усвоения пройденного материала. Сложность заданий целесообразно увеличивать сначала в ходе изучения одного элемента техники, переходя затем к новому элементу, вновь — от простого задания к сложному.

    2. Применение метода "MB" в учебно-тренировочном процессе с учетом игрового стиля спортсмена.

    2.1. Тренировка игрока быст-роатакующего стиля (толчок слева + удар справа) против игрока, применяющего топ-спин.

  • Содержание упражнений:
  • — атака справа или справа из боковой позиции + топ-спин;

    — толчок слева + атакующий удар справа + быстрый топ-спин;

    — удары с передвижением по топ-спинам + быстрый топ-спин на 2/3 правой или левой стороны стола;

    — атакующий удар справа из боковой позиции.

    Цель: усовершенствовать технику ударов толчком, атакующего удара справа и топ-спина. Совершенствование техники передвижений, координационных способностей.

    Методика. Отработка контригры по топ-спину возможна втроем с участием тренера.

    Тренер из левого угла подает мячи с нижним вращением, партнер выполняет топ-спин, спортсмен отрабатывает необходимый контрэлемент.

    Для начинающих спортсменов подаваемые мячи должны быть одинаковыми по скорости, вращению и направлению. Спортсмен выполняет удары преимущественно в ближней зоне.

    2.2. Тренировка игрока быст-роатакующего стиля против игрока, применяющего подрезку.

    Содержание упражнений:

    — накаты справа из боковой позиции + завершающий удар справа;

    — накаты слева. + завершающий удар справа на 2/3 стола с левой стороны;

    — накат справа + завершающий удар на всей площади стола;

    — выполнение ударов против подрезки.

    Цель: овладеть техникой удара накатом и завершающего удара против мячей с нижним вращением.

    Методика. Тренер находится на расстояний 2 м. от стола, справа или слева, выполняя удары с нижним вращением. Основное внимание сосредоточено на рациональности, экономичности техники, координации в работе рук и ног. По мере роста мастерства необходимо увеличивать удельный вес завершающих ударов.

    2.3. Тренировка игрока, применяющего топ-спин.

  • Содержание упражнений:
  • — удар накатом справа из боковой позиции: — удары топ-спином из боковой позиции на 2/3, 1/2 или по всей площади стола;

    — комбинация ударов топ-спином справа и слева;

    — быстрый удар топ-спином, контр-топ-спин.

    Цель: овладеть техникой удара топ-спином.

    Методика. Тренер подает мячи с верхним вращением справа или слева из левого угла. При подаче мячей с нижним вращением тренер может находиться вблизи сетки слева.

    При совершенствовании контртоп-спина можно воспользоваться помощью партнера (игра втроем), контролируя скорость полета мяча, силу удара, местонахождение игроков. Следует обратить внимание на точность взаимодействия движений, при усилении вращения мяча и скорости его полета. На начальном этапе основное внимание уделяется координации и точности движения. По мере роста мастерства акцент переносится на повышение скорости вращения мяча.

    Важны также — техника передвижений вперед-назад, сочетание удара накатом и сильного, быстрого топ-спина.

    2.4. Тренировка игрока защитного стиля.

  • Содержание упражнений
  • — подрезка справа и слева против накатов + удар топ-спином;

    — прием быстрого атакующего удара справа или слева;

    — то же, но в сочетании справа и слева;

    — прием "короткого" мяча после серии ударов подрезкой справа и слева:

    — контратака после серии ударов подрезкой.

    Цель: овладеть техникой удара подрезкой справа и слева различных мячей и техникой контратаки. Усовершенствовать способность приема мячей подрезкой и контратаки в сочетании с техникой передвижений.

    Методика. Тренер подает мячи из левого или правого угла стола. Для подачи мячей ударом топ-спин следует использовать партнера (игра втроем). При приеме различных мячей подрезкой необходимо соблюдать точность и координацию движений;

    постепенно должна возрастать скорость смены приема справа и слева + передвижения. Акцент необходимо делать на сочетание подрезки и атакующего удара, формировать контратакующее мышление, постепенно увеличивать удельный вес контратакующих комбинаций.

    Методические рекомендации по применению метода

    С повышением мастерства спортсмена необходимо увеличивать трудность заданий, что достигается изменением силы удара, скорости вращения и направления полета подаваемого мяча, вариативности сочетания названных параметров.

    При работе с большим количеством мячей надо осуществлять строгий контроль за техникой выполнения элементов. В случае негативных изменений рекомендуется снизить интенсивность, сложность задания или даже временно исключить данный метод. Особого внимания при использовании метода "MB" требует регулирование величины нагрузки. В противном случае возможно переутомление спортсмена. В связи с этим, как считают китайские специалисты, необходимо планомерно дозировать время предлагаемых заданий и количество мячей, фиксировать количество удачных попыток. После работы с большим количеством мячей целесообразно проводить тренировку с одним мячом, чтобы предупредить воздействие неблагоприятных факторов, сопутствующих методу "MB". Китайские специалисты подчеркивают, что это особенно важно учитывать тренерам, работающим с детьми.

    Copyright © 2000. maradona, www.ttennis.boom.ru, ttennis@inbox.ru.
    Hosted by uCoz